Холодное оружие. Мечи. Сабли. Шашки

 



На сайте Вы можете:

 

- узнать обо мне и моих работах,

- получить краткую информацию о моих коллегах-оружейниках,

- задать вопрос на интересующую Вас тему,

- обменяться ссылками

 
 

 

 

ВНИМАНИЕ !

В разделе "Галерея" >>>>

размещены новые работы

 

Эти и много других ...

     Запад и Восток вместе сошлись

  (Интервью Ченцова Дмитрия для журнала "Клинок булатный")

     Восток с незапамятных времён являлся законодателем мод в области холодного оружия. Великолепное качество клинков, изысканная отделка рукоятей и ножен превращают восточные мечи и сабли, кинжалы и ножи в произведения высокого искусства. Нет ничего странного в том, что современные российские мастера, подвизающиеся  на ниве авторского художественного оружия, отдают дань богатейшей  традиции Востока. Недавно в редакции побывал наш постоянный автор, арт-директор Группы компаний «Подарочный фонд «СТАТУС» Дмитрий Ченцов. Он представил новые работы своего творческого коллектива и ответил на наши вопросы.

 

      -Что для вас значит обращение к восточной теме – дань моде, оружейному мейнстриму или есть какие-то более глубокие причины?

      -И то, и другое. Не вижу ничего зазорного в том, чтобы пытаться идти в ногу со временем. Сегодня действительно наблюдается почти повальное увлечение оружейными традициями Юго-Восточной Азии и стран исламского Востока, а также Индостана. Что такое Восток? Это не только «дело тонкое», но и по сути родное, близкое для нас, россиян. Мода на восточное оружие не вчера ведь возникла и уж тем более не сегодня. Она уходит корнями в далёкое прошлое. А оно у нас редко когда было мирным и безмятежным. Хорошее, качественное оружие высоко ценилось в русской армии. Лучшим подарком военачальнику, не говоря уж о рядовом ратнике, был клинок восточной, к примеру, персидской работы. В наших крупнейших музеях хранятся великолепные сабли, подаренные русским царям. Ханы, шахи и эмиры знали, какими подношениями можно растопить лёд в сердцах наших государей.

      -Самое тесное и массовое знакомство с восточным арсеналом произошло всё-таки немного позже – в ходе войн на Кавказе. С кем только не воевали – и с турками, и с персами, и с «интернационалом» абреков.

     -Да, конечно. Персидскую и турецкую традиции мы воспринимали главным образом через Кавказ. Скажем, с XVII века там очень усилилось влияние оружейников Османской Империи. Но Кавказ – это вообще, как говорится, отдельная песня. Нам горские традиции оказались в самый раз. У классиков описано, как русские офицеры, приезжавшие служить на Кавказ, очень быстро начинали одеваться и вооружаться как горцы. Красиво и удобно! Знаменитая казацкая шашка тоже родом оттуда. Это, я считаю, вершина кавалерийского холодного оружия.

      -Говорят даже, что с появлением кавказской шашки эволюция длинноклинкового оружия как таковая вообще завершилась. Глядя на роскошную шашку «Звезда Востока», это суждение не покажется особым преувеличением.

      -Эта шашка сделана замечательным мастером-оружейником Сергеем Епонешниковым. Я отношусь к Сергею с огромным уважением и счастлив, что он входит в наш творческий коллектив. Надо сказать, что современные мастера отдают предпочтение коротким клинкам. Занимающихся длинномерами, да ещё на столь высоком профессиональном уровне, как Сергей, поверьте, в России вообще единицы.  

      -Рукоять замечательной работы, просто загляденье. Что за технику использовал Епонешников?

       - Это знаменитая техника алмазной грани по стали, обронная гравировка и золочение. У Сергея Епонешникова только алмазная грань не по стали, а по серебру. Что касается оброна, то для тех, кто не знает, поясню: эта техника представляет собой рельеф с выбранным углублённым фоном и объёмной обработкой элементов изображения, в отличие от штриховой гравировки, при которой на поверхность металла наносят контурные линии и штрихи. Оброн – слишком дорогое удовольствие, поэтому на массовых изделиях его не увидишь. К тому же если штриховая гравировка может быть нанесена механически, то оброн требует исключительно ручной работы.

      -Этот длинномер, судя по тому, что вы показываете эскизы, ещё находится в работе. Почему на ножнах сабли изображён государственный флаг Объединённых Арабских Эмиратов? Заказ какого-нибудь шейха?

      -Угадали. Эту саблю, точнее не просто саблю, а зульфакар мы выполнили для заказчика, живущего в ОАЭ.

      -Там что, свои мастера перевелись?

      -Не хочу никого обидеть, но приходилось не раз слышать, что такого уровня мастеров, как у нас в России, на арабском Востоке нет. Во всяком случае, заказ был размещён именно у нас.

      -Зульфакар – один из главных символов ислама. По преданию у самого пророка Мухаммеда была такая сабля.

      -Сначала у него, после у его зятя, халифа Али. Зульфикар, Зульфакар, Зу-ль-факар, Джуль Факар – в переводе с арабского «Имеющий позвонки, становой хребет». Такие сабли с тяжёлой елманью получили широкое хождение в турецкой армии в XVIII веке, но появились-то гораздо раньше. Говорят, мощный, тяжёлый клинок разрубал всадника до седла. У классического зульфакара клинок - волнистый, раздвоенный у острия. Легенда гласит, что в 624 году пророк Мухаммед разгромил племена язычников и добыл в бою трофей – меч с двумя клинками. В руках пророка меч обрёл огромную силу, отсюда и название – «Имеющий становой хребет». Потом меч по наследству достался зятю пророка – халифу Али, великому воину. Историки оружия высказывают предположение, что на самом деле пророку мог достаться в бою не меч, а длинный кинжал с двумя клинками из Северной Африки. Зульфакары заказывали для себя мусульманские военачальники, наверное, чтобы уподобиться пророку и халифу. Мы решили максимально близко подойти к историческому прототипу – клинок будет волнистым и раздвоенным на конце. Наш зульфакар отличает богатая отделка. Всё-таки оружие предназначено шейху.

      -Ножи кард, пеш-кабз – это уже Персия, Индия.

      -Кард попал в Индию из Персии. Главная особенность этого ножа, пожалуй, в том, что его делали всегда очень качественно. Рукоять простая по форме, слегка расширяется к навершию. Клинок в поперечном сечении имеет Т-образную форму. К острию клинок сужается, но само острие, как правило, весьма массивное. Такую форму карду придавали специально для того, чтобы пробивать кольчуги. На кард и внешне, и конструктивно похож пеш-кабз. И предназначение у него то же самое – пробивать доспехи. Поэтому боевой конец пеш-кабза часто гранили. Слово это персидское, означает «кинжал» именно такой формы. Эти ножи-кинжалы обычно бывают больших размеров, клинки резко сужаются к острию. Рукоять приблизительно такая же, как у карда, однако короче и толще. Пеш-кабзы были распространены в Персии, Северной Индии, Афганистане. Карды и пеш-кабзы нередко ковали из дамаска или булата. Мы решили от этой доброй традиции не отступать. 

      -Об отделке тоже надо обязательно сказать. По-моему, к восточным техникам и материалам вы весьма удачно добавили исконно русские.

      -Сергей Лукашин, автор карда «Халиф» блестяще владеет техникой черни. Эдуард Скворцов родом с Урала, земляк Данилы-мастера. Не знаю, как там насчёт каменного цветка для Хозяйки Медной горы, но рукоять пеш-кабза – мы его назвали «Тысяча и одна ночь» - он выполнил, по-моему, классно. Чёрный нефрит («ночь» же всё-таки – не «день») с вставками из турмалинов. Действительно пытаемся, если можно так выразиться, интернационализировать нашу работу, совмещая самые различные традиции, технологии и материалы. А уж Скворцову сам Бог велел - Урал, как известно, разделяет (или связывает?) Европу и Азию, то есть наш коллега воспринял обе традиции, оба стиля.

      -Названия ваших изделий в основном «восточные» и вдруг в этом романтическом ряду появляется такое подчёркнуто нейтральное – бебут «Коллекционный». Вы, таким образом, подчёркиваете его особую ценность для коллекционеров?

      -Что ж, можно, наверное, и так трактовать. Коллекционируют всё, что угодно, но мне кажется, особой прелестью обладают вещи старинные или же такие, что от старинных практически не отличишь. И общая форма, и манера оформления кинжала призывают как бы оглянуться в прошлое. В первой половине XIX века в Россию пришла мода на оформление курительных комнат в восточном стиле. Тогда же появились и первые персидские кривые кинжалы, богато украшенные полихромной эмалью. Рукояти и приборы этих кинжалов украшались тончайшим сложным растительным орнаментом и самоцветными камнями. Русские мастера не могли оставаться равнодушными к этому великолепию и, в свою очередь, начали изготавливать изделия, выполненные в восточном стиле, но с привнесением своих неповторимых черт. В бебуте «Коллекционный» за основу взята классическая персидская форма кинжала. Но рисунок орнамента на приборе и рукояти выполнен в русском стиле с использованием традиционной для России техники перегородчатой эмали. Конечно, судить не нам, но, думаю, в целом авторам удалось совместить восточную роскошь с элегантной сдержанностью, присущей русской оружейной школе.

      -Для того, чтобы так тонко чувствовать оружие и уверенно ориентироваться в исторических прототипах, нужна и подготовка соответствующая.     

      -Я и мои коллеги имели, прямо скажем, уникальную возможность пройти научную стажировку в запасниках таких
крупнейших музеев, как Государственная Оружейная палата Московского Кремля, Государственный Исторический музей, Государственный Эрмитаж,
Арсенал Государственного музея-заповедника "Гатчина", Центральный
военно-морской музей, Российский этнографический музей, где смогли вплотную ознакомиться с подлинными шедеврами оружейного искусства Востока. Мы также постоянно сотрудничаем с Тульским государственным музеем оружия. Так что подготовительная работа, как видите, была проделана немалая. 

      -Вещи, о которых вы нам сегодня рассказали, действительно производят неизгладимое впечатление. Помимо неоспоримых эстетических и функциональных достоинств, они содержат в себе, по-моему, ещё и глубокий культурологический смысл. Сначала Восток покорил нас традициями своих оружейных школ, а теперь российские мастера на свой манер продолжают и обогащают эти традиции.  В данном контексте афоризм Киплинга: «Запад есть Запад. Восток есть Восток. И вместе им не сойтись!» не работает.

      Успехов вашему творческому коллективу! И до новых встреч.

      -Спасибо!

                                                С Дмитрием Ченцовым беседовал Игорь Минаев

В начало страницы >>>


2014